Безопасность дорожного движения

Безопасность дорожного движения детей и подростков является одной из наиболее острых проблем не только для России, но и во всем мировом пространстве. Число автомобилей на дорогах планеты растет небывалыми темпами. Россия вступила в период масштабной автомобилизации. Меняются привычные понятия мобильности населения, постоянно растет интенсивность транспортных потоков, осваиваются новые территории, на дороги выходят более скоростные, более мощные машины. На этом фоне все острее становятся и проблемы связанные с ним. Со все возрастающей тревогой человечество говорит о невосполнимых потерях, которые оно несет в результате дорожно – транспортных происшествий. Гибель на дорогах становится поистине национальным бедствием. Необходимость формирования культуры безопасности (ноксологической культуры) школьников на дороге определяется тем, что если сейчас не будут приняты необходимые меры, то уже к 2030 году число погибших может достигнуть 2,4 млн. человек

У школьников имеется целый комплекс психологических причин, которые необходимо учитывать для обучения безопасному поведению на дорогах. Это и не высокая устойчивость и распределяемость внимания, повышенная импульсивность и эмоциональная отзывчивость на события, недостаточно сформированные навыки планирования, предвидения ситуации, не объективно воспринимать обстановку, им трудно отметить момент изменения движущихся объектов, а видят только результаты этих изменений. В комплекс педагогических причин можно отнести проблемы, связанные с методикой обучения культуре поведения школьников на дороге, слабостью учебно-методической базы обучения, непостоянство требований со стороны родителей и педагогов, противоречивость требований семьи и школы. Следующий комплекс причин носят социальный характер, где школьники наблюдают в повседневной жизни негативные образцы поведения у окружающих людей – пешеходов и водителей, демонстративное пренебрежение правилами со стороны окружения, негативный образ сотрудников ГИБДД и т.п. Таким образом, в процессе формирования ноксологической культуры на дороге у школьников происходит взаимообусловленное и взаимосвязанное развитие их личности, ее социализация в образовательном пространстве города, что обусловливает развитие соответствующих структур культуры личности, владеющей цельным гуманистическим мышлением, что является одним из важных условий развития всей системы образования на современном этапе. Для детей школьного возраста характерна любопытность, они не имеют опыта определения опасности, доверчивы, но при этом в этом возрасте школьники начинают анализировать происходящие с ними события и учатся действовать по ситуации, учатся определять причины и следствия.

Пожарская Л. А. Особенности формирования культуры безопасности школьников на дороге [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 84-86.